Упражнения для поддержания здоровья при работе за компьютером
|
Страница заместителя директора по ИКТСтраница заместителя директора по информационным и коммуникационным технологиям
МБОУ "ООШ с. Валерик"
Мугаевой Заврат Ахмедовны
разработана для учеников, учителей, родителей и всех пользователей,
связанных с изучением вопросов информатики и
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Буду рада, если Вы сможете найти полезную информацию для себя.
Повышение квалификации
![]() Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования
ЧИПКРО 2013 год по программе "Применение ИКТ в образовании в условиях введения ФГОС" ЧИПКРО 2016 год по программе "Использование медиаресурсов в образовательном процессе" Самообразование
Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит. Д.И. Менделеев Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей:
«Преподавание – это искусство, овладеть которым невозможно без постоянного самообразования и самореализации!»
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А. Дистервег
За годы работы в школе у меня сложилось своё педагогическое кредо:
Темы самообразования в различные этапы педагогической деятельности: 2012 г. – «Проектно- исследовательская деятельность» 2013-2015 гг. - «Развитие базовых компетентностей школьников в проектно-исследовательской деятельности»
В проектно-исследовательской деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у обучающегося опыт творческой деятельности. Развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы. Необходимо воспитывать личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. В процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников, а также развиваются их творческие способности. Программа профессионального развития и самообразования Методическая проблема на 2020-2021уч.г.: Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся. Индивидуальная тема профессионального развития и самообразования: «Развитие базовых компетентностей школьников в проектно-исследовательской деятельности». Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов
Цель самообразования: совершенствование методики преподавания предмета «Информатика и ИКТ», повышение уровня обученности школьников, уровня педагогического мастерства педагога. Задачи:
Поставленные задачи определили логику, этапизацию работы над темой самообразования: На первом этапе (2020-2021 уч.г.) изучалась теория и практика компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся; психолого-педагогическая, историко-педагогическая, медицинская, философская литература. На первом этапе применялись следующие методы работы: метод теоретического исследования изучаемой проблемы, педагогическое наблюдение. На втором этапе (2021-2022 уч.г.) разрабатываются показатели готовности педагога к осуществлению компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся в образовательном процессе, строится модель формирования готовности педагога к деятельности в этом направлении. На втором этапе применяются следующие методы работы: моделирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, анализ продуктов учебной деятельности. На третьем этапе (2022-2023 уч.г.) - анализ продуктов учебной деятельности, систематизация, методы математической статистики. На третьем этапе применяются следующие методы: анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, анализ. Направления самообразования Ø профессиональное (предмет преподавания); Ø психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); Ø психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества); Ø методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); Ø эстетическое (гуманитарное); Ø информационно-компьютерные технологии; Ø охрана здоровья. Источники самообразования ü Предметные газеты, журналы ü Литература (методическая, научно-популярная) ü Интернет ü Видео, аудио информация на различных носителях ü Семинары и конференции ü Мероприятия по обмену опытом ü Курсы повышения квалификации Формы самообразования Индивидуальная (инициатор – я сама); Групповая (в виде деятельности районного методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации). Мотивы, побуждающие к самообразованию
Составляющие процесса самообразования Если представить деятельность в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Виды деятельности
Ожидаемый результат самообразования:
Планируемые результаты самореализации:
Способ демонстрации результата: 1. Размещение информации на собственном сайте.
Я считаю, что совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня моей подготовки. Этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций будет значительно выше. Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Метода проектов - одна из интереснейших и популярных тем, выбираемых педагогами для самообразования. Выбор данной темы мной обосновывается еще и тем, что организуя внеурочную деятельность в рамках введения ФГОС веду кружок «Я – исследователь» с 2012 учебного года в старших классах, мы с обучающимися работаем на компьютерах. И сразу стали заметны результаты: дети с большим интересом посещали занятия по кружку «Мир информатики» – познавательный интерес увеличивался, что и способствовало положительной динамике качества обучения. Работая с проектами практикума, обучающиеся в результате изучения темы не только показывают уровень ее усвоения, но и приобретают навыки практического применения полученных знаний. Каждый изученный раздел обобщается либо творческим заданием, либо мини-проектом, либо групповым проектом. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Результаты работ обучающихся в большинстве случаев оказываются интересными и полезными! Важно заметить, что при работе над проектом формируется не только самостоятельная, творческая личность, но и повышается качество обучения. Надеюсь, что сравнительный анализ результатов обучения на заключительном этапе только подтвердит вышесказанное и цель самообразования будет достигнута. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Информатика и ИКТ», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности. Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:
В своей деятельности ведущую роль отвожу проектно-исследовательской технологии, предполагая что, если данную технологию применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
Сущность проектно-исследовательской технологии Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Остановлюсь на основных требованиях к использованию метода проектов:
Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении. Учительство - не труд, а отреченье, Е.Д.Кучаева
Нормативные документы
![]() Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования "ИНФОРМАТИКА и информационные технологии"
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
Устаревший монитор |
100% |
Современный монитор 14 дюймов |
70% |
Современный монитор 17 дюймов |
60% |
Современный монитор 15 дюймов (типа View Sonic G655) |
40% |
Цветной ЖК монитор |
20% |
Черно-белый ЖК монитор или ЖК проектор |
15% |
Следовательно, час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе.
Общие нормы нагрузок для детей при работе с компьютером:
Если Вы внимательно прочитали все вышеизложенное, то поняли, что безопасная продолжительность работы ребенка за компьютером зависит от многих обстоятельств. При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть значительно продлено, в два-три раза по сравнению со старыми нормами. И, наоборот, при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья.
Российские специалисты по охране труда предлагают три вида нормативов:
Вариант 1 - это стандартные нормы, рассчитанные Министерством здравоохранения в расчете на компьютерные классы выпуска ранее 1997 года (Данные России). Они предполагают обыкновенную школьную мебель, устаревшие дисплеи, простое программное обеспечение и отсутствие динамических игр.
Вариант 2 - это более современные нормы, соответствующие нормам Лицея и примерно соответствующие специализированному домашнему рабочему месту. Они предполагают высококонтрастный дисплей, специальную мебель, наличие кондиционера и систем пылесбора, а так же работу в учебных программах (но не в Интернет).
Вариант 3 - это вариант экстра-класса, предусматривающий работу с ЖК-дисплеем.
Возраст, класс |
Время занятий на компьютере в зависимости от варианта
|
||
Вариант 1 |
Вариант2 |
Вариант 3 |
|
1 класс |
запрещено |
30 мин/неделю. |
45 мин/неделю. |
2-3 классы |
30 мин/нед. |
45 мин/неделю. |
45 мин/неделю. |
4-6 классы |
1 час/нед. |
1,5 часа в нед., но не более 45 мин в день |
2 часа в нед., 1 час в день |
7-9 классы |
2 час/нед. |
2,5 часа в нед., не более 1 часа в день |
2,5 часа в нед., 1 час в день |
10-11 классы |
4 часа/нед. |
6 часов в нед., не более 1 часа в день. |
7 часов в нед., 1 час в день |
В процессе обучения применяется следующая система для старших классов: компьютерный урок занимает 1,5 астрономических часа в день. Он начинается с 15-минутной теоретической части, затем 30 минут работы, 15 минут перерыв, еще 30 минут работы.
Заключение. Как снизить вредность компьютера
Итак, вкратце резюмируем, какие бывают вредности и как их снизить:
1. Снижение утомляемости глаз:
- хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны); правильное расстояние до дисплея (45-60 см);
- чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов. Естественный свет должен падать сбоку (слева).
-.время непpеpывной работы с монитором: для взрослого - 2 часа; для ребенка - 30 минут; пеpеpыв - не менее 15 минут
- ограничение времени игры в игры, подобные Doom и работы в Интернете (самое вредное для зрения);
- поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение).
2. Снижение физического утомления (стесненной позы):
- специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников;
- специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.
3. Снижение психического напряжения:
- ограничение времени игры в Doom (и в подобные игры) и работы в Интернете;
- регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.
4. Снижение электромагнитного излучения:
- установка монитора задней стенкой к стене;
- исключение пыли в помещении; - умывание холодной водой после работы.
-.понижение в воздухе концетpации легких аэpоионов и повышение тяжелых аэроионов при работе монитора вызывает головные боли. Необходимо хоpошо пpоветpивать помещение и ,пpи возможности, установить ионизатоp.
- беpеменным и коpмящим матеpям pабота на компьютеpе запpещена ( из-за возможного отрицательного действия электpомагнитного поля ).
Как правильно сидеть за компьютером?
Неправильное положение тела при многочасовой работе - это чуть ли не самый главный фактор, составляющий основу заболеваний человека, работающего за компьютером. Боли в спине и пояснице, нарушение кровообращения в ногах, остеохондроз, ухудшение зрения - вот неполный список недугов, которые можно заполучить, если работать по нескольку часов в день за компьютером в неправильной позе. Попробуем вспомнить нехитрые рекомендации, которые мы не раз видели на школьном плакате "Сидим правильно за партой". Те же самые правила актуальны и сегодня для работы за компьютером.

Высота стула обязательно должна соответствовать росту человека, который на нем сидит. Современные компьютерные стулья регулируются по высоте, поэтому поднять или опустить сиденье не составляет никакого труда. Наиболее удобная высота равна длине голени человека, в этом случае ноги свободно упираются в пол. В течение дня оператор ПК может регулировать высоту стула, чтобы поможет переключать нагрузку с одних мышц на другие. Анатомическая упругая спинка стула удерживает тело человека в ровном положении. А это именно так, как и нужно сидеть за компьютером.
Однако, правильная посадка - это еще не все, что рекомендуется врачами человеку, работающему за компьютером по нескольку часов в день.
- Каждые 30 минут рекомендуется делать зарядку для глаз: 15 секунд смотреть на ближайшую к вам точку (например, карандаш в руке) и 15 секунда - на самую удаленную. Рекомендуется также для снятия усталости с глаз поводить ими вверх-вниз, вправо-влево.
- Каждый час вставайте из-за компьютера, разминайте руки и спину. Стоит походить, отвлечься от изображения на мониторе.
- Работая за ПК длительное время, не забывайте каждые 15-20 минут менять положение тела, поднимать или опускать сиденье стула. Все это поможет избежать мышечной усталости, снижения работоспособности и стрессов.
![]() |
Отдельно следует сказать о положении мыши, так как это основной рабочий инструмент графического интерфейса Windows и не только. Именно с ней связывают появление "профессионального" заболевания пользователя компьютера - туннельного синдрома запястного канала. Причиной его возникновения является защемление запястного нерва. В результате появляется ощущение боли или дискомфорта в руках, онемение ладоней. |
Первые симптомы различаются очень хорошо, поэтому вы сможете "вовремя спохватиться" и следовать приведенным далее советам. Для профилактики этого заболевания:
- Периодически прерывайте работу и выполняйте гимнастику для кистей рук (встряхивайте кисти, сжимайте их в кулаки, вращайте кулаки вокруг своей оси, соедините ладони и надавливайте пальцами одной руки на другую и др.).
- Чтобы не провисал локоть рабочей руки, кисть должна быть прямой и лежать на столе как можно дальше от его края, как на схеме.
- Желательно на коврике мыши иметь специальную выпуклость для запястья, которая разгружает мышцы кисти. Можно использовать для этого небольшую подушечку.
Упражнения для глаз
Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза вверх и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!
Есть, конечно, и другие простые упражнения.
- На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
- Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Как проконтролировать ребенка:
В последнее время на Западе достаточно часто встает вопрос, какую именно информацию получил ребенок из Интернета и чем он заниается на компьютере. Есть несколько простейших систем контроля.
Первое. Когда ребенок работает, изредка смотрите на содержимое экрана. Как ни прост этот совет, многие родители, оставляя ребенка наедине с компьютером, напрочь забывают о нем.
Второе. Есть такая интересная папка - C:/WINDOWS/Temporary Internet Files. Если в этой папке вдруг появились файлы с расширением .jpg, содержащие изображение голых женщин - значит, Ваше чадо посещало порносайты.
Третье. Если ребенок стал отдельным пользователем на компьютере, зайдите в него под его логином и паролем. И посмотрите, какие игрушки находятся на рабочем столе. Если логина и пароля не знаете, проверьте папки c:/Program Files и c:/games, а так же корневой каталог. Там тоже видны установленные игры.
Упражнения во время перерывов в работе с компьютером:
Для того, чтобы дать вашим глазам эффективный отдых, переместитесь на участок с освещением, отличным от вашего рабочего места, снимите очки или контактные линзы, если вы их носите, и закройте глаза ладонями. Всматривайтесь в эту темноту в течение тридцати секунд, затем закройте глаза, перед тем как убрать руки, и медленно откройте их.
Напряженные мышцы, особенно в области шеи и плеч, являются частой причиной головной боли. В перерывах работы с компьютером выполняйте растягивающие упражнения , чтобы расслаблять их - это поможет снять стресс и предупредит возникновение головной боли. Попробуйте выполнить упражнение, называющееся "шейные круги". Для максимальной пользы его следует выполнить несколько раз в течение примерно пяти минут: Поставьте ноги на ширине плеч. Медленно опустите подбородок на грудь и останьтесь в этом положении на несколько секунд. Глубоко дыша, выполните круговое движение головой вправо, пытаясь коснуться ухом плеча. Задержитесь в этом положении на несколько секунд, затем поверните голову влево, к левому плечу, опять делая паузу. Когда вы почувствуете, что мышцы расслаблены, начните медленно выполнять вращательные движения толовой вначале вправо три-пять раз, затем то же число раз влево. Закончите растягивающее упражнение (все еще глубоко дыша), подняв плечи вверх, пытаясь достать ими ушей, затем медленно опустите их. Повторите 5 раз.
Для улучшения состояния легких, глаз, мышц шеи и кистей рук в перерывах между работы на компьютере я использую упражнение, заимствованное из йоги:
1. Поставьте ноги на ширине плеч. Руки опустите вниз перед собой, сцепите пальцы «в замок» и выверните сцепленные кисти (ладони будут расположены плоскостью вниз).
2. Одновременно с глубоким вдохом поднимите сцепленные руки вверх и максимально отведите их назад, прогибаясь всем туловищем назад и максимально растягивая все мышцы в паузу после достижения максимальной амплитуды движения ( «стиль» этого растягивания позаимствуйте у своей или соседской кошки - то, как она потягивается после сна).
3. Вместе с глубоким ( и шумным - со звуком) выдохом закройте глаза, полностью расслабьтесь, расцепите кисти, опустите их за шею и дайте им свободно упасть вниз вдоль вашего туловища. Одновременно расслабьте голову и дайте ей упасть вперед. В конце медленного выдоха немного согнитесь вперед в пояснице и подожмите живот (напрягите брюшные мышцы) для того, чтобы диафрагмой выжать весь «застоявшийся» воздух из ваших легких - такое глубокое завершение выдоха можно осуществить несколькими шумными выдыхательными движениями.
4. Сделайте несколько таких медленных дыхательных циклов в начале и в конце комплекса упражнений. Упражнение нужно делать на балконе или хотя бы у открытой форточки. Степень сгибания рук в локтевом суставе при их поднятии и траектория их падения при выдохе может варьировать в зависимости от ощущений наибольшей «приятности» от различных способов выполнения этих движений.
Защита детей образовательными структурами в сети Интернет.
Описание основных занятий детей:
Прежде чем, начать защищать детей в сети интернет, необходимо знать для каких целей дети используют Интернет.
- Игры.
Через игры дети учатся жизненным правилам и познают механизмы взаимодействия с миром. Поэтому игры являются неотъемлемой частью жизни ребенка.
- Социальные сети, мессенджеры и электронные почты.
Ребенку как существу социальному требуется общение. Ведь человеку постоянно необходима новая информация, и ее он получает во время общения с другими людьми.
- Фильмы.
Кино дает возможность отключиться от реального мира и взглянуть на него отстраненно.
- Музыка.
Дети в основном слушают музыку, принятую в их коллективе. Что позволяет им ощутить принадлежность к социальной группе.
- Анекдоты и юмористические картинки.
Юмор – социальное явление. Анекдоты и юмористические картинки преимущественно созданы на политические и социальные темы, изображенные в несколько искаженном виде для высказывания собственного мнения.
- Возможности Интернета.
Все эти виды деятельности ребенка уже давно существуют в сети Интернет. И развиваются благодаря следующим преимуществам:
- Быстрый доступ к нужной информации.
- Большие коммуникативные возможности. Можно общаться с большим количеством людей, причем одновременно и использовать различные способы связи. Нет преград расстояния. Все люди рядом.
- Огромный объем информации на самую различную тематику.
- Возможность делать и видеть то, что недоступно в реальном мире.
- Возможность самореализоваться, публикуя собственную информацию для общественного доступа.
- Проблемы Интернета.
Новые возможности, что открывает нам Интернет, привлекает все больше и больше людей, в том числе и детей. Но вместе с светлым и добрым, что несет нам Интернет, в сеть проникает зловещая реальность будничной жизни.
- Самой актуальной проблемой для любого родителя – игровая зависимость их дитя. За игрой ребенок проводит значительное время, часто огрызаясь на любого потревожившего его. Неудовлетворенность собственной жизнью и уход от проблем становится камнем, тянущим ребенка на глубину. Не зря любимым жанром большинства являются ролевые онлайн игры (mmorpg), в которых ребенок может делать то, что не позволено ему в жизни родителями.
- Почти каждый школьник общается с людьми в сети через социальные сети, мессенджеры, почтовые агенты, ip-телефонию. Часто этими же людьми являются его одноклассники, которые могут травить посредством возможностей сети – публиковать чужую личную информацию, оскорблять и унижать.
- При поиске фильмов, музыки и даже учебных материалов детям часто приходится сталкиваться с несоответствующей их запросам информацией. А именно, материалами порнографического, экстремистского и антигуманного характера.
- Выходя по незнакомой ссылке, существует высокая вероятность заполучить на свой компьютер вредоносную программу.
- Популярным в сети стал фишинг – способ обмана для получения конфиденциальных данных (логин и пароль).
- Роль образовательных структур в решении проблем.
Воспитание этически-моральных, духовно-нравственных, социально-идеалогических принципов и устоев детей является основой для будущего становления гуманного человеколюбивого общества. В этом и стоит задача перед образовательными структурами, как имеющими дело с детьми и несущими образовательные и воспитательные функции, оградить детей от вредоносного воздействия от деятельности, осуществляемой в сети Интернет.
- Дети, пользуясь выходом в интернет в компьютерном классе образовательного учреждения, имеют возможность зайти на игровой портал. Для запрета пользования нежелательными сайтами можно воспользоваться контент-фильтрами, ограничивающий доступ к интернет ресурсам на основе правил, в зависимости от времени, содержания текста сайтов, содержания черных и белых списков. Подключаясь к Интернету, программа скачивает адреса с сервера, список которых регулярно пополняется.
Но опасные сайты появляются быстрее, чем их успевают отслеживать. Поэтому полностью защититься черным списком контент-фильтра не представляется возможным.Можно использовать белый список, в который входят адреса, к которым открыт доступ, а все остальные запрещены. Главное нельзя забывать, что любому доменному адресу соответствует ip-адрес, который тоже следует добавлять в белый список. Эти списки можно легко формировать самостоятельно или вручную/автоматически скачивать с сервера. Чтобы защитить детей от подобного рода сайтов, контент-фильтра вполне достаточно, но защититься от прокураторы нет возможности. Нельзя наказывать образовательные учреждения за теоретическую возможность входа детей на тот или иной сайт. Это равносильно считать любого гражданина преступником, только потому что у него есть руки и он теоретически может украсть и убить… Можно наказывать только после проверки логов входа на сайты. Но в нашей стране нет необходимой законодательной базы для этого.
- По аналогии с контент-фильтрами существуют и работают мат-фильтры, которые заменяют нецензурные слова на «*» (звездочки) или предупреждение администратора о недопустимости написания данного слова. Как и у любого фильтра, у него те же самые проблемы. Поэтому тоже стоит вести логи отправленных сообщений, которые будут копиться по правилам мат-фильтра.
- Во время поиска в Интернете учебных материалов детям приходится пройти по множеству неизвестных им сайтов, содержащих далеко не всегда приятных рекламных баннеров. В любом браузере всегда есть возможность отключать отображение картинок.
Как отключить загрузку картинок в браузере Opera.
- Заходим в меню "Инструменты - Настройки".
- В настройках переходим на вкладку "Веб-страницы" и меняем параметр показа изображений на "Без изображений".
- После нажатия "Ок", графика на страниц
Здоровьесбережение
Календарь компьютерной истории![]() |
||
|
9 класс
Информатика
Демонстрационные материалы
Методические материалы
Информация и информационные процессы
Понятие "информация"
Классификация информации
Классификация информации по способу ее восприятия. Органы чувств
Информация в природе, обществе и технике
Информация в неживой природе
Информация в живой природе
Информация в человеческом обществе
Информация в технике
Свойства информации
Объективность
Достоверность
Полнота
Актуальность (своевременность)
Ценность (полезность, информативность, значимость)
Информационные процессы
Информационные процессы в живой природе
Информационные процессы в неживой природе
Информационные процессы в технике
Информационные процессы в обществе
Передача информации. Канал передачи информации. Источник и приемник информации
Носитель информации
Знаки и знаковые системы
Знаки. Сигналы, пиктограммы, символы
Кодирование информации
Кодирование
Перекодирование
Таблица перекодировки
Код. Длина кода
Измерение количества информации
Информация как мера уменьшения неопределенности
Бит. Байт. Производные единицы измерения количества информации
Вычисление количества информации
Алфавитный подход
Смысловой подход
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Компьютер и его назначение
Виды компьютеров
Структура ЭВМ
Функциональная схема компьютера: основные устройства, их функции и взаимосвязь
Архитектура цифровой ЭВМ. Принципы фон Неймана
Структура современных цифровых ЭВМ
Устройство компьютера
Комплектация современной ЭВМ. Минимальный комплект устройств
Микропроцессор
Внутренняя память ЭВМ
Периферийные устройства и их разновидности
Дисплей
Клавиатура
Устройства управления (манипуляторы)
Мышь
Тачпад
Тачскрин
Устройства вывода видеоинформации
Медиапроектор
Электронная бумага
Тачскрин
Представление информации в ЭВМ
Представление чисел в ПЭВМ
Системы счисления
Преобразование чисел из одной системы счисления в другую
Непозиционные системы счисления
Преобразование десятичного числа в другую систему счисления
Преобразование чисел между системами счисления 2, 8, 16
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса


























Урок 1.
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Субъективный подход к определению понятия «информация»
- Техника безопасности и санитарные нормы
- Место информатики в системе наук
- ИКТ в современном мире
- Цели и задачи изучения предмета "Информатика и ИКТ"
- Субъективный подход к определению понятия "информация"
- Информация и знания. Классификация знаний
- Информативность сообщений
- Пример отличия информации от материальных объектов
- Информация и ее носитель
- Обмен информацией
- Домашнее задание N 1
- Восприятие информации
- Органы чувств (анализаторы)
- Процентное соотношение различных видов информации при восприятии человеком
- Классификация информации по способу ее восприятия людьми
- Кто как видит
- Восприятие информации животными через органы чувств
- Оптические иллюзии
- Система тестов и заданий N4
- Актуальность (своевременность) информации
- Достоверность информации
- Объективность информации
- Полнота информации
- Понятность информации
- Синергетический эффект
- Ценность информации
- Свойства информации(опорная схема)
- Система тестов и заданий N6
- Домашнее задание N 2
- Виды знаков по способу восприятия
- Классификация знаков по способу восприятия. Сигналы
- Классификация знаков по способу восприятия. Пиктограммы
- Классификация знаков по способу восприятия. Символы
- Один и тот же символ может обозначать разную информацию
- Использование символов для технических устройств
- Использование символов для живых существ
- Формы представления информации
- Информация и письменность
- Языки естественные и формальные
- Система тестов и заданий N9
- Классификация информации по способу ее восприятия
- Классификация информации по степени ее значимости
- Система тестов и заданий N3
- Определение понятия "кодирование информации"
- Понятие "код"
- Примеры кодов
- Определение понятия "перекодирование информации"
- Система тестов и заданий N10
- Алфавитный подход к измерению информации
- Вычисление количества информации: алфавитный подход
- Вычисление количества информации: смысловой подход
- Измерение количества информации: информация как мера уменьшения неопределенности
- Вычисление количества информации
- Измерение количества информации. Бит, байт, производные единицы
- Единицы информации
- Количество информации в сообщении
- Информационный объем текста
- Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"
- Система тестов и заданий N11
- Домашнее задание N 4
- Виды информационных процессов
- Информационные процессы для человека и компьютера
- Информация в живой природе
- Информация в неживой природе
- Информация в технике
- Информация в человеческом обществе
- Информация в человеческом обществе - новостная информация
- Обработка информации
- Создание информации
- Домашнее задание N 3
- Передача информации
- Хранение информации
- Хранение информации. Память
- Документы
- Потеря информации
- Источник и приемник информации
- Помехи при передаче информации
- Система тестов и заданий N8
- Логическая схема понятий по теме: "Человек и информация"
- Кроссворд по теме: "Человек и информация"
- Тренировочный тест к главе 1 "Человек и информация"
- Итоговый тест к главе 1 "Человек и информация"
- Система тестов и заданий N7
УМК
Информатика и ИКТ
Сперва аз да буки, а затем и науки.
Книга книгой, а мозгами двигай!
Русские пословицы
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в 2013-2014 учебном году | |
Начальная школа | |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Информатика : учебник для 2 класса : в 2 ч. Информатика : рабочая тетрадь для 2 класса : в 2 ч. Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А. Год издания: 2013 |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Информатика : учебник для 3 класса : в 2 ч. Информатика : рабочая тетрадь для 3 класса : в 2 ч. Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К. Год издания: 2013 |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Информатика : учебник для 4 класса : в 2 ч. Информатика : рабочая тетрадь для 4 класса : в 2 ч. Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А. Год издания: 2013 |
![]() ![]() ![]() |
Информатика : контрольные работы для 2 класса Информатика : контрольные работы для 3 класса Информатика : контрольные работы для 4 класса Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А. Год издания: 2013 |
![]() ![]() |
Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя Авторы: Полежаева О. А. Информатика. Программа для начальной школы : 2–4 классы Авторы: Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Год издания: 2013 |
![]() ![]() ![]() |
Информатика : методическое пособие для 2 класса Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А. Год издания: 2014 Информатика и ИКТ. 3 класс : методическое пособие + CD Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ. 4 класс : методическое пособие + CD Авторы: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. А. Год издания: 2011 |
Основная школа | |
![]() ![]() ![]() |
Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 5 класса Авторы: Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса : методическое пособие Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Год издания: 2012 |
![]() ![]() ![]() |
Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 6 класса Авторы: Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса : методическое пособие Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Год издания: 2011 |
![]() ![]() ![]() |
Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 7 класса Авторы: Босова Л. Л. Год издания: 2013 Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса : методическое пособие Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Год издания: 2011 |
![]() ![]() ![]() |
Информатика и ИКТ. 5–7 классы : методическое пособие Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Год издания: 2011 Занимательные задачи по информатике Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Год издания: 2013 |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 8 класса Год издания: 2013 Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. Год издания: 2012 Информатика и ИКТ : практикум Авторы: Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Год издания: 2011 |
![]() ![]() ![]() |
Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса Авторы: Угринович Н. Д. Год издания: 2013 Информатика в схемах Авторы: Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Ракитина Е. А., Вязовова О. В. Год издания: 2010 Информатика и ИКТ. 8–11 классы : методическое пособие + 2 CD Авторы: Угринович Н. Д. Год издания: 2012 |
Старшая школа | |
![]() |
Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса Авторы: Угринович Н. Д. Год издания: 2013 |
Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 11 класса Авторы: Угринович Н. Д. Год издания: 2012 |


На данной странице представлены ссылки на сайты, периодические интернет-издания и образовательные порталы, где Вы сможете найти интересные и полезные материалы к уроку информатики и не только.
![]() |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru |
![]() |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru |
![]() |
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru |
![]() |
Методическая копилка учителя информатики http://metod-kopilka.ru/ |
![]() |
Учителям информатики и математики и их любознательным ученикам (дидактические материалы по информатике и математике, подготовка к олимпиадам по программированию) http://comp-science.narod.ru/ |
![]() |
Преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова. Методические материалы и программное обеспечение для поддержки курса информатики в школе http://kpolyakov.narod.ru/ |
![]() |
eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА http://elibrary.ru |
![]() |
Виртуальный компьютерный музей. Иллюстрированная история персональных компьютеров. http://www.computer-museum.ru |
![]() |
Сообщество учителей-предметников "Учительский портал" http://www.uchportal.ru/ |
![]() |
Сообщество Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-ресурс для общения и обмена опытом между преподавателями и мастерами начального и среднего профессионального образования, обсуждения вопросов обучения, воспитания, проблем в образовании и обществеhttp://www.profobrazovanie.org |
![]() |
Интернет-издание Профобразование - это ресурс для общения и обмена опытом между преподавателями и мастерами профессионального образования, обсуждения вопросов обучения, воспитания и проблем в образовании http://проф-обр.рф |
УчМет - учебно-методический Портал. Библиотека разработок, УМК, конкурсы, социальная сеть педагогов http://www.uchmet.ru/ |
![]() |
Этот сайт создан как информационная площадка по теме «Интерактивная доска. Использование интерактивной доски учителем в школе», описаны возможности интерактивных досок, методика их применения, есть информация их по правильной установке, настройке и использованию http://interaktiveboard.ru/ |
![]() |
Педагогическое сообщество взаимопомощи учителей Екатерины Пашковой - PEDSOVET.SU http://pedsovet.su/ |
![]() |
Учебно-методический кабинет – это сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей. Это образовательный портал, на котором можно получить много интересной и полезной информации, а также обменяться с коллегами своим педагогическим опытом и мастерством. http://ped-kopilka.ru/ |
![]() |
Методсовет - методический портал, союз творческих учителей, профессиональная помощь и общение, обмен опытом, совместные проектыhttp://metodsovet.su/ |
![]() |
МЕТОДКАБИНЕТ.РФ Всероссийский педагогический портал. Интернет-ресурс создан в целях оказания всесторонней методической помощи работникам образования, обмену передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространению новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания, популяризации профессии учителя http://www.методкабинет.рф |
![]() |
ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал. Посетите предметные клубы учителей, посмотрите на свою школу из космоса, пообщайтесь с тысячами школ, учителей и учеников, пополните свои знания в Источнике знаний http://www.proshkolu.ru/ |
![]() |
Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) http://it-n.ru/ |
![]() |
Сообщество педагогов будущего "Я учитель" http://www.ya-teacher.ru/ |
![]() |
Открытый класс - сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/ |
![]() |
Данный сайт предназначен для педагогов, учителей школьного и дошкольного образования. Здесь можно найти поурочное и тематическое планирование, сценарии школьных праздников, тематических мероприятии, разработки открытых уроков, классные часы, а также опубликовать свои работы http://journal-bipt.info |
![]() |
Уложиться в 45 минут, чтобы провести урок, это нелегкая задача. Однако опытные педагоги справляются с ней на "отлично", потому знакомьтесь с представленными на сайте разработками, сценариями, презентациями. Предлагайте к обсуждению ваши работы, участвуйте в экспертной оценке представленных работ http://45minut.info/ |
![]() |
Это информационно-образовательный портал, созданный с целью помочь учителю информатики и ИКТ в его (нашем) нелегком делеhttp://www.klyaksa.net/ |
![]() |
Журнал «Педагогический мир» - сайт методического издания, предназначенного для педагогов дошкольного образования, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования. Здесь Вы можете найти для себя полезный материал, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обмениваться опытом с коллегами из других городов, регионов, стран. http://pedmir.ru |
![]() |
Продлёнка - портал для школьников, педагогов и родителей http://www.prodlenka.org/ |
![]() |
«Завуч.инфо» – Учитель - национальное достояние http://www.zavuch.info/ |
![]() |
Интернет-площадка центра педагогических технологий им. К.Д.Ушинского http://piram.umi.ru/ |
![]() |
«Школа успешного учителя» – Активная методическая помощь педагогам http://edu-lider.ru/ |
![]() |
Учительская газета http://www.ug.ru/ |
![]() |
Издательский дом «Первое сентября» http://1september.ru/ |
![]() |
Ежеквартальный журнал для педагогов, психологов и родителей «Дети в информационном обществе» http://detionline.com/journal/ |
![]() |
Интернет-газета «Лаборатория знаний» http://gazeta.lbz.ru/ |
![]() |
Журнал «Здоровье школьника» http://za-partoi.ru/ |
![]() |
Информационно-правовой ресурс для детей «Права ребенка - твои права» служит важным инструментом для распространения знаний в области прав детей и пропаганды защиты прав детей в РФ, а интерактивные интернет-консультации специалистов позволяют оказать правовую помощь конкретному подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию http://www.pravadetey.ru/index7.html |
![]() |
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru/ |
Видеозал

зарегистрированном на автора проекта |
Информатика с юмором
Программа курса "Информатика и ИКТ" разнообразна как по форме, так и по содержанию. При этом интересное, забавное, занимательное позволяет на практике реализовать принцип "учение с увлечением".
![]() |
Человеку свойственно ошибаться. Но для того, чтобы окончательно все испортить, требуется пароль администратора. Жесткий диск компьютера отказывает только тогда, когда на него недавно были записаны важные данные, не имеющие архивной копии. Цифровое считывание показаний позволяет получать ошибочную информацию с более высокой точностью, чем это было возможно ранее. Руководство по устранению ошибок содержит ответы на все вопросы, кроме возникшего в данный момент. Если Вы видите объявление: "Продам принтер" - написанное от руки, то что-то здесь не так... |
Свободного пространства на диске никогда не бывает достаточно. После покупки нового накопителя информация немедленно заполнит все появившееся пространство. Компьютерная программа делает то, что вы ей приказали делать, а не то, что бы вы хотели, чтобы она делала. Как показывает опыт, всё, что может помешать получению информации, обязательно мешает получению информации. Нажатие на кнопку "Запомнить пароль" не поможет ВАМ запомнить пароль. Раньше бабушки просили внучат продеть нитку в иголку, а в сейчас просят ввести капчу. |
![]() |
Задача: Буратино дали 3 яблока. 2 яблока он съел. Сколько яблок осталось у Буратино? Решение: Одно? А может быть и нет! Мы же не знаем, сколько яблок было у Буратино до того, как ему дали 3 яблока. Программисты поймут мораль — надо обнулять переменные перед их первым использованием. Задача № 1. Как вскипятить чайник? Решение: Набрать в чайник воду, зажечь (включить) плиту, поставить на плиту чайник и ждать, пока он закипит. Задача № 2: Вода в чайнике есть, и плита уже включена. Решение программиста: Вылить воду, погасить плиту - и мы вернемся к задаче № 1, уже решенной. |
![]() |
А вот настоящий системный администратор ставит четыре стакана. Другие два -
на случай отказа первой системы.
![]() |
Программист сдал куртку в гардероб, получил номерок 404 и теперь боится, что когда придет ее забирать, гардеробщица скажет: "Куртка не найдена". |
Начинающий программист считает, что в одном килобайте 1000 байт. Опытный программист считает, что в одном километре 1024 метра.
![]() |
Хакер Вова написал программу, подбирающую пароль из 8 символов за час. За какое время Вова подберет забытый пароль из 32 символов к своему собственному компьютеру, на котором находится единственный экземпляр программы? |
Yandex дал ей 983 ссылки, а Rambler - 736. Насколько Yandex вреднее Ramblerа для производственного процесса?
Программист Сидор Пентюхов пишет девушке, с которой познакомился в чате, 2 письма в день объемом по 4 килобайта каждое, а юзер Вася Чайников - 5 писем объемом по 2 килобайта. Каков будет их суммарный трафик к тому моменту, как они обнаружат, что переписываются друг с другом?
Источник задач: http://www.inform.sch901.edusite.ru/p28aa1.html
Программист — это человек, который решает совершенно непонятным вам способом проблемы, о существовании которых вы даже не подозревали.
Одиночество - это когда на твой электронный адрес не приходит даже спам...
(М. Задорнов)
![]() |
Сила воли - это увидеть надпись "Мои сообщения +1", выключить компьютер и лечь спать. Кубик Рубика - трёхмерный визуализатор процесса дефрагментации диска. |
Надпись "Выполнено 99%" радует только первые три часа.
Первое правило уборки дома: убрать себя от компьютера.
Умные мысли приходят в голову после того, как сообщение уже отправлено.
СкриптОв ты можешь не писать, но разбираться в них - обязан!
К сожалению, опыт растет прямо пропорционально выведенному из строя оборудованию...